понедельник, 07 сентября 2020
ну, значицца, про беларускую литературу.
я специально решил сделать этот пост на русском. потому что для того, чтобы оставить возможность обсуждения, необходимо четкое понимание написанного, а в этом плане на машинные переводчики русскоязычной аудитории я не сильно надеюсь.
читать дальшепро исторические моменты, касающиеся российской оккупации, я сейчас говорить не буду. и так понятно, что, начиная с первого раздела Польши, белорусская государственность так или иначе закончилась.
кому надо, может пойти учебники почитать. про раздел 1939 года понятно - это тоже оккупация части территории, только уже Советским Союзом.
а дальше началась хорошая мина при плохой игре.
если декларировать поддержку наций и народностей, нужно дать этим народностям возможность развития национальной культуры. ну или хотя бы видимость таковой. но сделать так, чтобы народ не очень-то этим увлекался. для этого необходимо сделать так, чтобы то, что предлагается в качестве национальной культуры, не слишком радовало взгляд и ум и вызывало стойкое желание держаться от этого подальше.
именно это, как мне кажется, и произошло.
если кому интересно, в школе в советские годы белорусскому языку и литературе уделялось сильно меньше часов, чем русской филологии. почему?
а потому - тадаммм!! - что не знаю кем конкретно оно было внесено и поддерживалось, но бытовало стойкое мнение, что а чо там изучать. что касается языка, то возьми русский язык, прибавь к нему правила правописания у нескладовага, еще кое-какие местные особенности, и вот тебе и беларуская мова.
а с литературой и вообще швах. а вот не было у белорусов пушкина и лермонтова, а без пушкина и лермонтова ну чо там за литература. чо там изучать вообще.
но это в общем цвиточки.
сейчас я подойду к главному.
если копнуть поглубже сознание гражданина РБ - я имею в виду того среднестатистического белоруса, которого мы наблюдали до событий этого лета, то быстро станет очевидно. в общественном сознании возник стойкий паттерн о том, что белорус - это такая хитрая, ленивая, очень спокойная личность. с одной стороны. с другой - это несчастное забитое существо, которое всю жизнь существовало под бизуном то польского, то российского пана, ходило в лаптях, питалось бураками и зациркой, а также картошкой, если повезет, ну и в общем понятно. никакого третьего или среднеарифметического не существовало.
таким белорусом очень сложно гордиться и еще сложнее его любить. а без любви знания очень сложно прорастают в мозгу, потому что, на мой взгляд, именно на любви основывается любопытство и желание узнавать.
о том, что где-то там в сферическом вакууме живут какие-то другие белорусы, можно было догадаться по косвенным признакам и книжкам Короткевича и Владимира Орлова, ну из Богдановича они иногда выглядывали.
в школе этот пласт литературы исчезающе мал. во всяком случае, был мал тогда. практически все писатели, которых проходят в школе, именно про "я мужык беларус пан сахи и касы". а если нидайбох интеллигенция, то тяжек и труден ее путь и хер знает зачем она вообще нужна.
и я уже молчу про то, что в нашей школе никто не говорил о репрессиях в среде белорусской интеллигенции, про оккупацию и тыды и тыды. почему белорусская литература такая? - ну, так сложилось исторически, тортик съелся.
и сейчас я понимаю, что это неспроста.
потому что если ввести в массовое сознание мысль о том, что белорус - это про достоинство, любовь, государственное величие, Скарыну и ВКЛ, то можно было наебнуться с удобных мест значительно быстрее, чем это произошло в реальности.
зы. со срачами про российскую не-оккупацию и прочими мышебратьями лучше ко мне не приходить.
фоточка под постом показывает классика белорусской литературы Якуба Коласа в видении дизайнера Владимира Цеслера. классик охерел от происходящего. и как же я его понимаю.
@темы:
летеротура,
автырьское,
шум ржы
в минске такой памятник, только без фейспалма, стоит в центре города.
сделать так, чтобы народ не очень-то этим увлекался. для этого необходимо сделать так, чтобы то, что предлагается в качестве национальной культуры, не слишком радовало взгляд и ум и вызывало стойкое желание держаться от этого подальше.
никогда не приходило это в голову, но очень похоже, что так. Белорусская литература было что-то такое непонятное и неинтересное про мужиков, кому нафиг надо про мужиков. Короткевич и Богданович прибавили белорусской литературе смысла, а вот про Орлова я, к сожалению, ничего не знаю.
Интересно, как это было в других национальных литературах.
И что это может сказать ребёнку? Кого там любить и за кого переживать?
Там и взрослый человек без культурного бэкграунда не сразу разберётся.
Я почему-то решила, что это фейспалм в исполнении вечно живого и оооочень удивилась.
Короткевича я после экранизации его "Дикой охоты" прочитала, а Орлова читала не того, видимо.
ну, так-то, на нынешний взгляд, это довольно сложная штука - роман становления так-то, но совершенно не на мозги даже старшего школьника рассчитанная.
седая легенда вот отличная штука, и ладья отчаяния тоже, и лично я еще очень люблю колосья под серпом твоим. ну и христос приземлился в городне - тоже. но в переводе христос очень сильно теряет, да и нет, по-моему, перевода, я куски видал только, самопально сделанные.
кстати, по ладье сняли что ли в восьмидесятые годы очень стремный и атмосферный мульт.