не так уж много вещей, на которые можно смотреть бесконечно. одна из них - как субъект (человек или институция, в данном контексте не так уж важно) пытается самоубиться. я тут имею в виду не вот это прям
серпом по яйцам бритвой по венам, а всякий ситуационный селфхарм из серии назло маме отморожу уши.
и вот сейчас я практически в прямом эфире наблюдаю, как это происходит с белорусскими властями.
я не буду про политику, я только про иканомику чучуть, потому что в этом я понимаю точно.
итак, что происходит, немного по верхам, не задевая глубоко банковскую сферу. чисто торговля и логистика.
читать дальше1. а мы возьмем и переориентируем отправку грузов так, чтобы миновать литовские порты.
для начала. те самые 30%, о которых говорит лукашэначка - это не доля белорусского сектора в экономике Литвы. это всего-навсего доля грузов в грузообороте порта Клайпеды. да и то было это давно, еще до ковида, и слегка неправда. с тех пор уже много воды утекло, и Клайпеда научилась с этим как-то справляться, хотя не сказать, чтобы общее падение грузооборота ее осчастливило.
Литва и Клайпеда в частности - самое короткое плечо транзита. все иные направления дороже, даже та же Латвия (Вентспилс и Рига), и транспортные затраты неминуемо сказываются на прибыли. Беларуськалий имеет собственный терминал в порту Клайпеды. очевидно, теперь его придется бросить? или что? очевидно, что переориентация имеет смысл только для перевалки калийных удобрений -все остальные сыпучие грузы и машиностроение - не то чтобы проблематично, но дороже и технически сложнее.
уйти в российские порты (Питер, Усть-Луга и тыды и тыды) - неимоверно дороже. настолько дороже, что еще пару лет назад российские железные дороги готовы были доплачивать половину стоимости белорусским контрагентам только за то, чтобы они везли свои грузы туда, а не в Литву. доходило даже до того, что в Беларусь сырую нефть готовы были поставлять на условиях исключительной отгрузки готовых нефтепродуктов через порты РФ. скидка так и не сработала. будет ли она теперь - писями по воде вилано. к тому же, Усть-Луга - это исключительно наливочный терминал.
так что, хлопцы, уперод, и хай бог вам шчасциць.
2. Украина.
пока не очень понятно, означает ли заморозка всех отношений с Минском и заморозку торговых контрактов.
но для понимания, на украинском рынке топлива белорусские бензины занимают плавающие 40-50%, по дизтопливу эта доля выше. среднегодовой экспорт нефтепродуктов в Украину - это порядка 2 миллиона тонн, в стоимостном выражении мягко выражаясь дохрена. при этом украинский рынок для Беларуси самый выгодный по прибыли, ни на одном направлении белорусские керосинки не наваривают столько. к чести самой Украины, она давно научилась диверсифицировать свой рынок топлива и с легкостью будет готова заместить белорусские объемы российскими, литовскими и польскими, да и вообще какими угодно. да, топливо в Украине чутка подорожает, но не смертельно. что будет с Беларусью, для которой в общем объеме экспорта в тоннах украинская доля критична, а в стоимости и вообще пиздец - я представить не берусь.
белорусские НПЗ давно в жопе и прибыли там не видели достаточно давно - виной тому российский налоговый маневр и общее падение спроса из-за ковид. в валютной выручке страны доля нефтянки уверенно превышает треть.
обратно же. если все уходит в заморозку, вместе с ней уходит и Одесский порт, через который лукашэначка в последнее время наладился покупать не-российскую нефть.
репутационные потери вроде утраты статуса переговорной площадки и прочее такое же я вообще даже не трогаю. международные инвесторы в оммараке и в обозримом будущем из него не выпадут.
3. замещаемый беларусью санкционный экспорт России в страны ЕС. да ладно, европа немедленно загнется, чоуж там. кстати, хотелось бы узнать, что это такое. выращенные в белорусских морях креветки? сыр "Пармизан" Слуцкого сыродельного завода? нет? а что тогда?
и еще отдельно интересно, что будет делать Минск без возможности европейских поставок, при том, что доля европейской торговли в общем объеме экспорта - это чуть меньше половины, откуда валюту брать будет - это я с удовольствием посмотрю.
4. и я уже молчу по поводу выпадающих доходов от европейского транзита, обслуживания сопровождения авиарейсов и вот этого всего.
5. итак, впереди у страны катастрофическое падение валютной выручки и доходов бюджета. а это значит, что к тем факторам, которые уже обрушили валютный рынок, добавятся новые. при этом, даже в 2011 году не было таких угрожающих условий, а рубль обрушился в три раза.
спасибо, у меня пока все.
@темы:
пиздец как он есть,
шум ржы
Слушай, можно твоим мнением (без ссылки на тебя, если хочешь) поделиться? Мы с сочувствующими россиянами и белорусами из числа моих друзей следим за развитием событий и разбираем разную аналитику.
Обычно, что он несёт, не особо имеет отношения к действительности, а сейчас так тем более, но вот если Литва и Украина поверят и будут действовать исходя из того - порты и все такое прочее, так и действительно нам хана.
Коллективный Путин, мне кажется, чуточку более в своем уме, поэтому аншлюса быть не должно, они ещё Крым не переварили, а Донбасс так и вовсе.
я тут понял, что комментировать - это единственное, что я могу сделать сейчас для своей страны.
сегодня положил еще финансовую аналитику.