на днях друг Тикки заговорила о писательском снобизме. в том смысле, что почему-то считается, что если автор планирует, редактирует, переписывает и переделывает текст, то это уже не творчиство (кстати, ненавижу это слово, но другого пока не завезли, штош, будем пользоваться тем, что имеем), а голая математика и Так Нельзя.
и что есть люди, которые планируют вплоть до отдельных сцен роман, жесткая структура, бла-бла-бла, а есть те, которые пишут как им в голову взбрело. и такой хаотический подход может давать годные результаты только в том случае, когда у автора есть невзъебенный опыт редактуры и структурирования информации.
и что люди, оказывается, гордятся подходом "я пишу так, как требует текст, у меня внутренний камертон, не подходите ко мне с вашим планированием".
и считают, что такой подход гораздо лучше и правильнее, чем планирование, и что их творчиство более творчиское и все стали наконец более лучше одеваться (тм).
я не хочу спорить с посылами этого поста. да и не вижу причин для спора. но да, все сказанное заставило меня задуматься, провести некоторую инвентаризацию того, что и как делаю я сам, и вот простыня по этому поводу.
все равно каждый пишет так, как у него получается, и главное - чтобы ты мог сказать то, что должен сказать, и чтобы это было верно понято читателями.
ну ок, как я работаю.
читать дальшесначала возникает картинка. как - дело десятое. это может быть сон, может быть что-то, увиденное, что называется, в потоке. это может быть какой-то концепт, родившийся в процессе обсуждения. а в процессе обсуждения возникают и какие-то сцены, диалоги и картинки, ярко иллюстрирующие саму идею. ну в общем, наверняка все знают, как это бывает.
хорошо, написал я картинку. потом еще и еще к ней, и возможно, эти новые кусочки даже не будут связаны логически и хронологически. но будет понятно, что все эти сцены - части одной большой истории, может быть, даже с разных сторон и про разных героев.
и вот через какое-то время набралось достаточно материала, чтобы задуматься - а кто на ком стоял, как оно все развивается и куда придет. и какая вообще у этого всего общая идея.
я честно считаю, что у каждого романа есть какая-то одна идея, которую можно выразить в одной фразе. например, "война и мир" левтолстоя - это, в общем, как ни банально это звучит, про войну и эээ мир в его значении свет, то есть общество. это про то, что война делает с обществом и людьми.
райгард - это про то, что с людьми и обществом делают обычаи и ритуалы, и в конечном итоге о том, есть ли место в мире милосердию и как может вывернуть общество идея признания человеческого достоинства за каждым, даже если на первый взгляд кажется, что вот эти конкретные люди мало заслуживают эээ высокого звания человека.
химеры - про ответственность автора за написанное, про внутреннюю цензуру и цензуру внешнюю, про то, что любить придуманного человека сложно и череповато по последствиям.
можно продолжать до бесконечности.
так что вот, до какого-то момента я просто пишу, не очень задумываясь о том, что, куда и как.
при таком подходе рано или поздно наступает этап сведения всех этих кусков в какой-то календарный порядок. сам текст романа может не быть выстроенным в календарном порядке, но для внутреннего употребления мне необходимо знать последовательность событий. потому что ну все знают эти классические проебы - беременность по полтора года ггг, герой, существующий в один конкретный отрезок времени в диаметрально противоположных точках времени и пространства и тыды и тыды.
в общем, делается календарь. и, чаще всего, карта местности - с указанием расстояний между основными локациями и пометками, сколько занимает перемещение между ними на основных видах транспорта.
и вот, наконец, наступает момент сведения текста.
то есть, мне нужно определить, в каком порядке будет выстраиваться структура романа. не то чтобы разбить его на главы, но решить, как будут сочетаться куски про разных героев, где я хочу инверсий и интермедий, и все вот это вот.
кстати, последняя часть химер в этом отношении нереально сложная. там глава, потом интермедия, потом опять глава, и во многих случаях эти главы про разных героев, и мне надо все логически связать и сделать так, чтобы читатель не утратил вообще линию повествования. адический пиздец, карочи.
но и тут я не делаю на бумаге никаких планов. все эти планы существуют у меня в голове.
и начинается мозговыносящий процесс собирания романа.
то есть я беру кусочки и выношу их в отдельный файл, и сразу форматирую, чтобы потом в ворде открыть структуру текста и увидеть - тут вот эта глава, тут другая, а между ними дырка.
я всегда примерно знаю, что должно быть в этих дырках, и начинаю их методически заполнять, и двигаюсь строго по тексту, и это очень трудно, потому что даже при том, что я знаю, что и как там должно быть, у меня нет внутри нужных слов, чтобы это написать. а отступать нельзя, потому что тогда наступит хаос и мы все_умрем.
и только когда этот процесс закончен, начинается собственно редактура. правки диалогов, убирание повторов, вот это все.
да, я пишу обычно почти набело, и не могу сказать, что на этом этапе многое выбрасываю в помойку. помоечный процесс идет тогда, когда я собираю текст в общий файл, или даже раньше, когда я понимаю, что вот этот кусок, написанный эн времени назад, не лезет ни в какие ворота и вообще тут не нужен.
например, для райгарда у меня была написанная стотыщмильенов лет назад история стаха и эгле. полностью. очень реально. от нее не осталось ничего. и история романа ракуты. ее я вообще выкинул, а про стаха и эгле все сцены написал заново, но при этом я уже знал, что и как должно быть. и их осталось оооочень сильно меньше. жалко ли мне того, что пришлось выкинуть? нет. потому что благодаря той предыдущей работе, я знал о героях больше, чем вообще нужно.
кстати, о героях. в абсолютном большинстве случаев мне нужно знать про них больше, чем войдет в текст. где родился и учился, как рос, отец-мать и прочие родственники, какие-то яркие куски из детства. в общем, я о реально существующих в моей жизни людях иногда знаю меньше, чем про них. и тоже все это держу в голове. хотя, наверное, это неправильно.
итого, можно сказать, что в процессе написания романа я не делаю планов. максимум, что у меня есть из побочных материалов - это календарь, карта, расписанные даты рождения героев с пометками, сколько лет им было на момент тех или иных ключевых событий. в некоторых случаях - примерные родоводы. есть папочка с картинками, которые мне кажутся референтными к этому тексту. есть эээ некое подобие плейлиста, который мне помогает. чаще всего есть референсы и визуализации для ключевых героев.
при этом я всегда четко знаю, каков в мире уровень прогресса, то есть транспорт, связь, развитие медицины, основы государственного устройства. денежная система, какие-то основы права, система мер (расстояние, площадь, меры веса).
это все, что я делаю в процессе набрасывания кучи контента и сведения текста. ничего из вышеперечисленного не существует в бумаге.
значит ли все это, что я не пишу по плану? я не знаю. на самом деле, мне это не важно.
да, за кучу лет работы в журналистике я научился структурировать огромные объемы информации. информационная журналистика и работа в экономическом блоке научили меня держать в голове кучу вводных - типа размера госдолга, уровня инфляции, прочих основных макроэкономических показателей и ключевых данных о той или иной сфере экономики, без которых невозможно писать заметки в режиме онлайн. это, кстати, особое искусство, про которое я как-нибудь могу рассказать, если интересно.
я не могу сказать, что прям вот осознанно пользуюсь всеми этими скиллами, но, наверное, да, я ими пользуюсь. по тому вечному принципу, что ничто не исчезает в никуда, и если в одном месте прибавится, то в другом убудет, для информации это почти так же работает, как и для материи.
в общем, вот такие тараканы.
я не стал здесь расписывать долгую телегу про логику текста, которая диктует порядок событий, их эмоциональную окраску и прочую структурную логику, поскольку это кажется мне очевидным.
вот как-то так.
еще раз. это не спор по поводу того, что лучше - план или поток. это про то, как я сам все это проделываю.
а когда работа хорошо идет, не могу ничего читать. потому что утягивает туда, в чужой текст. и вообще чувствительность повышается. вот вдруг обнаружил, что читать вторую книгу из цикла горалик про венисану мне прямо физически больно. хотя она прекрасна.
Я не могу писать текст, продумывая сюжет или нанизывая какие-то дополнения - я практически никогда не возвращаюсь "на пару страниц" назад, чтобы что-то вписать или убрать. Да, есть идея, которая может быть очень коротким визуалом одной начальной сцены (или сцены, которая вообще может потом никуда не пойти), или одной фразой. Но в итоге текст будет написан по порядку, как и читается, без редактирования. От и до. Тормозит меня только первая фраза, обычно. Дальше понеслась...
Да, есть тексты, к которым я возвращаюсь потом, когда они даже могут быть уже опубликованы - и перечитываю, редактирую, переписываю какие-то куски. Но переписываю в языковом плане, а не сюжетном.
Как-то так.
Вообще, хотелось бы отметить, что в посте не было деления людей на тех, кто "всё по плану", и на тех, кто "всё спонтанно". И уж точно не было позиции, что есть лишь две крайности. Было высказано недоумение и обида, которые возникают, когда в ответ на слова про редактирование/выкидывание кусков текста/переписывание тебе говорят: так низзя, это не творчество, а вот я!..
В комментариях тоже преимущественно было о том, что без труда хороший текст не появится, причём какой именно труд и в чём он состоит - тут каждый понимал по-своему.
Я тоже, к слову, не составляю план всей книги. Я пробовала много раз, фигня какая-то получается, и этот план летит в мусорку, когда я сажусь писать. Но я знаю, чем должна закончиться история, кто главные действующие лица, представляю их бэкграунд, цели, и мне намного проще, если я вижу примерно следующие 2-3 сцены книги.
Написать сцены из разных временных отрезков и сводить их воедино - это я тоже люблю А ещё написать четыре версии одного и того же, а потом из них вывести одну
"тот неловкий момент", когда качество текста оставляет желать лучшего, но автор при этом чуть ли не кичится тем, что пишет по хронологии, никогда не возвращается назад и ничего не редактирует.
ну такое.
каждый пишет как ему удобно, именно что, главное всё равно - конечный результат.
огорчает только, когда люди начинают ставить себя выше других только из-за того, какой подход они используют )
и это завораживает, ты словно мозаику выкладываешь. очень круто, настоящая магия!
а я так не могу( без плана и хотя бы приблизительной структуры. а еще важно какой будет последняя фраза. если ее нет - все, все пропало!
то есть ты пишешь по порядку как в голову взбредет, куда потащит сюжет, или заранее знаешь, что где и как должно быть?
спасибо, что благодаря тебе у меня появился повод об этом подумать.
Я особо люблю, когда мне начинают доказывать, что без общего плана и знания сюжета наперед невозможно написать что-то длиннее рассказа. И людей таких нет, совершенно точно. Ага, ага.
А вообще я хотела снова выразить восхищение твой суперспособностью держать так много деталей в голове )) Если бы я свои идеи не записывала, я бы больше 80% растеряла бы по дороге, просто потому что тупо позабывала бы ))))
я сейчас как раз такой период переживаю. когда мне нужно так, а они желают вот этак. и я уже не знаю, какой по счету вариант щас делаю. никогда такого не было и вот опять!