jaetoneja
а еще я тут осознал низапне, что не могу воспринимать, ну и читать соответственно, всякие книшшки и прочие моделированные реальности, где вместо людей действуют, скажем, люди с кошачьими головами, или псоглавцы какие-нибудь, или вообще звероящеры и тыды, ну вы все знаете, про что я, - которые, волей автора, разумные, построили цывилизацию себе и прочее бла-бла-бла.
потому что, как бы автор ни старался, все равно выходит, что речь идет о странной выгнуто-вогнутой человечьей культуре.
ну потому что уппс - вообразить себе материальный мир совершенно отличных от людей существ легко и просто, а совершенно не антропоморфную культурку и духовназдь - гораааааздо труднее.
вот на моей памяти немногим это удавалось.
стругацким с их странниками, бредбери да еще кому-то из великих.
да и то, писали они - про конфликты человечьей культурки/ментальности с этой вот нелюдской.
а потому что - как описать нелюдское, когда понятия не имеешь отсюда изнутри, как оно выглядит?!!! нам-то в-сюда нелюдского не завозили.
а, да, забыл сказать. фейри и прочие ельфы - это совсем другой разговор. ну, почему-то. не знаю, кстати, почему.
потому что, как бы автор ни старался, все равно выходит, что речь идет о странной выгнуто-вогнутой человечьей культуре.
ну потому что уппс - вообразить себе материальный мир совершенно отличных от людей существ легко и просто, а совершенно не антропоморфную культурку и духовназдь - гораааааздо труднее.
вот на моей памяти немногим это удавалось.
стругацким с их странниками, бредбери да еще кому-то из великих.
да и то, писали они - про конфликты человечьей культурки/ментальности с этой вот нелюдской.
а потому что - как описать нелюдское, когда понятия не имеешь отсюда изнутри, как оно выглядит?!!! нам-то в-сюда нелюдского не завозили.
а, да, забыл сказать. фейри и прочие ельфы - это совсем другой разговор. ну, почему-то. не знаю, кстати, почему.
А вообще прямо +++ и ППКС, сама про это многажды думала и почти теми же словами. С теми же примерами точно. ))
просто как-то так сложилось, что в жж уже в энный раз натыкаюсь на людей, которые разрабатывают именно такие вот псевдо-негуманоидные цивилизации. и так убого это выходит, так жалко и натужно, что просто ой.
Почему подмена понятий? Не понимаю. Где? И какую крутость ты имеешь в виду?
Кстати. Эльфы и фейри чаще всего как раз и получаются недочеловечками. А они ведь тоже негуманоидная хтонь...
ну и опять же. ты говоришь - прожить ее обычный быт. а какой у нее, у хтонической хрени, ОБЫЧНЫЙ быт? не в смысле, что она предпочитает на завтрак, а о чем думает за утренним кофе?! как это знать, когда она - не-человеческая, и все у нее по-другому, а ты, человек, и представить не можешь, как именно. потому - не дано тебе, в силу твоей человекости.
а с ельфами - да. очень обычное дело. остроухие человечки, страстно желающие отплыть на запад. такие своеособые евреи.
+
На самом деле, идет просто конструирование "типа_иного" на основе человеческого опыта. В общем-то, логично: другого у нас нет. Но эта невозможность выйти за границы человеческого, как правило, бросается в глаза.
И еще бросается в глаза, что герои не могут стать умнее своего автора. Сложнее своего автора. При всех потугах последнего.
Стругацкие все выстраивают очень верно, с моей точки зрения: иное показывается эпизодически, фрагментарно. И - человеческими глазами, потому его непостижимость описана человеческими категориями. В целом все это впечатляет (в силу мощных и лаконичных образов) и не рождает диссонанса (в силу того, что нет попытки описать иное изнутри иного).
Плюс отсутствуют готовые и однозначные ответов. Есть простор для интерпретаций и нет примитивности.
С Брэдбери та же штука. И очень тонко, как его "не совсем люди" оказываются "совсем не людьми", и эта пропасть и иность чувствуются - именно потому, что люди поставлены рядом для сравнения.